"Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым"
Вырастить здоровых,
красиво сложенных детей - непростая задача. Здоровье – фундамент нашей жизни,
без здоровья невозможно полноценно учиться и работать. Ведь здоровый человек
– успешен во все.
В современном мире детям
трудно быть здоровыми. Очень многие люди не ценят свое здоровье, не
заботятся о нем. Перед педагогами и родителями
стоят три задачи:
1.
Сохранять и укреплять
здоровье детей.
2.
Формировать у детей,
учителей и родителей осознание
необходимости заботиться о здоровье и
потребности в правильном образе жизни.
3.
Развивать и правильно использовать данные нам
жизнью силы здоровья.
Чтобы выполнить первую задачу, сохранить силы
своего здоровья, надо хорошо знать
самого себя, уровень и качество своего здоровья.
Чтобы выполнить вторую
задачу, надо хорошо знать условия
жизненной реальности, придерживаться основ здорового образа жизни.
Установлено, что основная
причина всех болезней современных
детей коренится в образе жизни семьи. Если мы научимся
избегать экологически вредного
воздействия природной среды на наш организм, создавать благоприятные условия
жизни, то нам будет обеспеченно крепкое здоровье на долгие годы.
Чтобы выполнить третью
задачу - научиться правильно использовать силы своего здоровья - человеку
необходимо знать свое назначение, смысл и цель своей жизни.
Здоровье
так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей
работы.
Правильная организация
обучения дает возможность предотвратить
перегрузки и усталость у дошкольников и младших школьников, а также помогает
детям осознать важность сохранения здоровья.
Ж.Ж. Русо
Цель:
Укрепление здоровья, профилактика
клинико-функциональных отклонений.
Воздействие целенаправленными эмоциональными, физическими нагрузками на
организм ребенка при его же активной помощи.
Задачи:
1.
Профилактика и коррекция нарушений в состоянии здоровья детей.
2.
Формирование осознанного отношения к здоровью как условию полноценной жизни.
Основной принцип построения рекомендаций:
При подборе игры учитывается
возраст детей, состояние здоровья, степень физической подготовки детей.
Направления:
·
Игры при нарушении осанки.
·
Игры при плоскостопии.
·
Игры при ослаблении организма (частые простудные
заболевания, заболевание органов дыхания).
·
Игры при мышечной
гипотонии.
Методической основой разработки данных рекомендаций
является трехкомпонентная модель здоровья
– единство психического, физического и нравственного в человеке.
Потребность в двигательной активности детей
дошкольного и младшего школьного возраста очень велика. Ограничение активности
в этом возрасте может привести психического и речевого развития ребенка. Важно
поощрять различные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры,
упражнения на развитие жизненно важных
движений (ходьба, бег, лазание, метание упражнение в равновесии). В игре
нужно использовать различные движения рук,
ног, туловища. Полезно использовать музыку, пение. Каждая подвижная игра
должна способствовать не только совершенствованию определенных условий
движения, но и воспитанию моральных качеств маленького гражданина.
Внимание детей дошкольного и младшего школьного
возраста неустойчиво, поэтому продолжительность одной игры можно увеличивать с 5 до 10 – 15 мин.
Необходимо учитывать, что следующие подряд друг за другом игры, требующие
сосредоточения внимания, утомляют ребенка, поэтому игры следует комбинировать и
сочетать таким образом, чтобы они оказывали на организм разностороннее
воздействие.
При проведении игр нужно соблюдать некоторые
гигиенические правила:
1.
Перед занятием дети должны высморкаться, чтобы носовое
дыхание было свободным.
2.
Необходимо обращать внимание на аккуратность в одежде.
3.
Перед занятием необходимо проветрить помещение.
Во время проведения подвижных игр с детьми дошкольного
и младшего школьного возраста необходимо особое внимание обращать на страховку
ребенка при выполнении им упражнений и в случаях при наличии риска падения,
ушиба, корригировать положение головы, туловища, конечностей. Для обеспечения
формирования правильной осанки, ограничить упражнения с разными провисами, раскручиванием
на руках, и т.д., так как они дают большую нагрузку на суставы, связки, мышцы
рук, пояса, верхних конечностей, могут приводить к сужению грудной клетки и
сутулости. Нельзя позволять ребенку спрыгивать с высоты.
Необходимо учитывать реакцию детей на игру. Это важно,
так как игры труднее дозировать, чем
физические упражнения. Помимо чисто физической нагрузки, подвижные игры
несут и эмоциональную нагрузку.
Детям об осанке
Осанка – это то,
как мы сидим или стоим. Хорошая осанка в положении стоя означает, что
плечи у нас слегка отведены назад,
грудная клетка расправлена, а туловище выпрямлено. Когда мы сидим, хорошая
осанка означает, что спина у нас прямая, а голова высоко поднята. Посмотрите,
какая чудесная осанка у Золушки или у прекрасного Принца из сказки! А вот у
Серого Волка она плохая: он весь согнулся,
спина у него колесом, а плечи выдвинуты вперед.
Знаете, почему так важно иметь хорошую осанку? Если человек, постоянно сгорбившись, сидит за столом или партой в
школе, неправильная осанка с годами войдет у него в привычку, из-за этого
сформируется не очень красивая фигура и вид всегда будет расхлябанный. Человек с плохой осанкой всегда
будет казаться ниже ростом, чем он есть на самом деле. Когда мы стоим прямо, то
выглядим гораздо выше, чем когда сутулимся.
Посмотрите
на изображение позвоночника и сравните,
насколько выше ростом можно выглядеть, если поддерживать хорошую
осанку, и на сколько ниже, если стоять сгорбившись или скособочившись.
Правильная осанка не только красивее, она еще и
полезнее для здоровья. Если с детства приучать себя держаться прямо, тогда в
старшем возрасте тебя не будут мучить боли в спине. Объясняется это тем, что
плохая осанка, ставшая привычной, приводит к перенапряжению мышц, связок и
сухожилий, которые прикрепляются к позвоночнику. От этого напряжения и болит
спина. Человек с плохой осанкой не может стать спортсменом или танцором.
У некоторых детей возникает нарушение, называемое
сколиозом. Это означает, что позвоночник изогнут в форме зигзага. Сколиоз
почему-то чаще возникает у девочек, но встречается и у мальчиков.
Многие случаи сколиоза
можно исправить, если
регулярно выполнять специальные
гимнастические упражнения. В более
тяжелых случаях сколиоз гимнастикой не исправишь, и больному назначают ношение
корсета или помещают его тело в гипс на
несколько месяцев. Если эти методы не исправляют искривление позвоночника - приходится
прибегнуть к операции.
Ребята,
вспомните верблюда. Какая у него горбатая спина! А вы знаете. Что
горб верблюда – это его походный запас питания? С таким «рюкзаком» можно несколько дней не есть. В пустыне это
важно.
А если у человека сгорбленная спина? Вы, наверное,
видели пожилых людей со сгорбленной спиной. Эти люди с детства не следили за
своей осанкой. И вот результат: у этого человека повредились кости и хрящи
(диски) позвоночника. Теперь у него не красивая фигура и болит спина и голова.
Такое может случиться уже в 10-15 лет, если о позвоночнике не заботиться, не
развивать его гибкость.
Помоги своему
позвоночнику!
1.
Делай гимнастику каждый день.
2.
Укрепляй мышцы спины и живота, развивай гибкость
позвоночника.
3.
Стой и сиди как можно прямее.
4.
Если долго сидишь, через каждые 15-20 мин., меняй позу,
потягивайся. Двигай ногами и руками.
5.
Спи только на жесткой постели с невысокой подушкой.
6.
Не поднимай больших и тяжелых грузов.
7.
Не ходи на высоких каблуках (пока твой организм
растет).
Как правильно стоять?
1.
Встать около гладкой стены, пятки соедини, руки опусти
свободно вдоль туловища.
2.
Касайся стены пятками,
ягодицами, лопатками.
3.
Смотри вперед.
4.
Это правильное,
красивое положение тела при стоянии.
Как правильно сидеть?
1.
Когда сидишь, туловище держи прямо, голову можешь
наклонить слегка вперед.
2.
Оба плеча должны находиться на одной высоте.
3.
Обе ноги всей стопой ставь на пол.
Нарушения
строения ног
Плоскостопие
Этот дефект
строения стопы у детей встречается чаще,
чем любой другой. При плоскостопии свод
стопы недостаточно прочен и не образует правильного изгиба. В результате вся
поверхность прилегает к полу, когда ребенок стоит. Причиной плоскостопия обычно
бывает слабость мышц связок стопы. Ношение неподходящей обуви не может вызвать плоскостопия у детей с
нормальной стопой, но если у ребенка есть хотя бы незначительное плоскостопие,
то неподходящая обувь ухудшит состояние его ног и плоскостопие станет более выраженным.
Вот как можно
попробовать избавиться от плоскостопия:
1.
Пальцами босых ног подбирай с пола пуговицы. Небольшие
шарики. Подержав шарик некоторое время пальцами ног, затем положи его в стоящую
на полу миску.
2.
Встань лицом к стенке на расстоянии 20-30 см и упрись в нее ладонями. Плавно покачивайся
вперед – назад, не отрывая подошв и пяток от пола.
3.
Для исправления плоскостопия врачи-ортопеды советуют
носить стельки-супинаторы или специальную ортопедическую обувь.
Иногда плоскостопие не приносит никаких неприятностей,
в других случаях ступни и ноги у ребенка с плоскостопием болят от физической
нагрузки. Независимо от того болят у
ребенка ноги или нет ему не нужно
воздерживаться от активных игр. Наоборот, при плоскостопии рекомендуется бегать
и прыгать как можно больше. Физическая тренировка укрепляет слабые мышцы и связки стопы и
помогает избавиться от плоскостопия.
Правила для детей
При ходьбе:
1.
Ходить нужно,
ступая с пятки на носок, легким, бодрым,
пружинящим шагом.
2.
Не расставляй ноги слишком широко в стороны и не
выворачивай сильно носки наружу.
3.
Руками делай свободные движения – вперед-назад.
4.
Смотри на несколько шагов вперед.
При беге:
1.
Не напрягай руки, не приподнимай высоко плечи и не сжимай в кулак пальцы.
2.
Не запрокидывай голову назад и не наклоняй вперед.
3.
Начинай бег в медленном темпе. Наметив впереди себя
точку, старайся все время на нее смотреть, беги на носках.
4.
Хорошие бегуны на коротких дистанциях бегут большими шагами.
Полезные упражнения для стопы «Веселые
ножки»
1.
Не отрывая пяток от пола, поднимай пальцы ног как
можно выше.
2.
Поочередно пальцами каждой ноги поднимай с пола
веревочку.
3.
Стоя носками на доске, пятки на полу, поднимайся на
носки и опускайся на пятки.
4.
Лежа на постели, сгибай и выпрямляй стопы.
5.
Ходи босиком.
6.
Ходи на пятках назад – вперед.
7.
Ходи поочередно на пятках (8 шагов) и на носках (8 шагов).
Как ухаживать за ногами
Ногам человека приходится нелегко. Они загружены
значительно больше, чем лапы четвероногих животных, ведь у человека только две
ноги поддерживают вес всего тела. Чтобы человек мог ходить и бегать, обе ноги
должны быть здоровы, в то время как животные могут бегать и на трех лапах, если
одна почему-то выбыла из строя.
Важно, чтобы время от времени состояние ног ребенка
проверял ортопед. Врач сразу заметит любое отклонение от нормы и назначит
лечение.
Дети любят по дому и по улице бегать босиком. Это
приносит несомненную пользу, если соблюдать следующие правила:
·
не ходить босиком по полу, если в доме холодно – можно
простудиться.
·
не бегать босиком по улице там, где валяется битое
стекло, гвозди или другие предметы,
которые могут поранить или занозить ногу:
·
в жаркий день не бегать по раскаленному асфальту,
можно обжечь ступни.
Как следует беречь ноги и заботиться
о них
1.
Если обувь окажется слишком тесной. Значит, ты из нее вырос. Не надевай туфли или ботинки,
которые стали тебе малы.
2.
Если у тебя часто возникает раздражение кожи на пятках, значит обувь велика.
3.
Если у тебя на большом пальце ноги образуется мозоль,
то тебе, вероятно, требуется более широкая обувь.
4.
Ногти на ногах, а особенно ноготь большого пальца,
следует всегда подстригать прямо, не
закругляя уголков.
5.
Ноги следует мыть тщательно каждый день. На грязных
ногах находятся микробы, которые могут проникнуть в организм и вызвать
заболевание.
Заключение
Нас часто удивляет, сколько же у наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у
них «вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель». К сожалению, нередко
взрослые не выдерживают активности детей и раздражаются: «Сиди спокойно, не
вертись, не бегай, не прыгай!...» А ведь
мозг ребенка (особенно дошкольного возраста) получает питание и кислород, именно когда ребенок двигается. Надеюсь, что
предложенные игры и упражнения помогут направить детскую энергию в нужное
русло.
Движение – это жизнь, развитие!
Двигайтесь, играйте с детьми и
будьте здоровы и счастливы!
Коррекционные игры и упражнения
Двигательная активность - биологическая активность
организма, от степени удовлетворения, которой зависит здоровье детей, не только
их физическое, но и общее развитие.
Игра является сокровищницей человеческой культуры.
Педагог может предложить детям игру по своему усмотрению или поиграть с детьми в
ту игру, которую предложат сами дети. Подбирая игру, необходимо учитывать
индивидуальные особенности ребят, их
возраст, степень двигательной активности, уровень двигательных умений, место
проведение игры. Одни дети по собственной инициативе много двигаются, любят
активные игры. Другие ребята предпочитают спокойные малоподвижные игры. Как
чрезмерно активным, так и малоактивным детям необходима помощь в организации
подвижных игр.
Каждому возрасту и типу телосложения соответствуют
свои двигательные возможности.
У каждой игры есть определенные правила, которые
должен соблюдать каждый ее участник. Современные дети знают мало игр. Поэтому,
учитывая индивидуальные особенности детей, их сначала надо научить, познакомить
с правилами той или иной игры, помочь организоваться, чтобы в дальнейшем дети
могли проводить игры самостоятельно.
Важную роль в коррекции или профилактике нарушений осанки, плоскостопия, а также оздоровление детей
дошкольного и младшего школьного возраста играют подвижные игры и физические
упражнения дома, на прогулке. Во время свободной двигательной активности.
Используются игры на нормализацию мышечного тонуса и развитие силовых качеств.
1. «Водолазы»
Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Ведущий объявляет: «Мы все
водолазы, мы идем по кругу, и я считаю: 1,2,3, и т.д. Если вы слышите цифру 3,
то приседаете (погрузились в воду
водолазы). Если я не произношу цифру 3, то мы идем по кругу».
2. «Бабушка из Бразилии»
Все играющие встают в круг (лицом
в центр круга). Ведущий показывает движения: прыжки,
движения руками, ногами, головой, которые сопровождаются фразами: «у меня есть
бабушка в Бразилии», «у нее вот такая
голова», «у нее вот такая рука», «она прыгает и кричит», «Я самая красивая бабушка
на свете».
3. «Ну – ка, донеси!»
Дети сидят на скамейке. У каждого ребенка под ногами лежит простынка.
Нужно захватить пальцами одной ноги эту простынку, ни разу не уронив ее,
донести любыми способами до противоположного конца зала. То же повторить другой
ногой.
4. «Кач- Кач»
Дети лежат на полу, на спине, ноги вытянуты. По сигналу воспитателя
раскачивают ступни ног в
стороны (вправо и влево) сгибают их и разгибают. Движения сопровождаются
словами: «Кач-кач». Повторяют 2-6 раз.
5. «Ель, елка, елочка»
Воспитатель предлагает детям пойти в лес. «В лесу стоят высокие ели,
встаньте ровно как эти стройные ели,
потянитесь, выпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной
осанки (голова, туловище, ноги прямые, руки разведены слегка в стороны – это ветки,
ладонями вперед). «Пойдем дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели
сестрички?» Дети идут по залу «Вот и
сестрички ели- елки, они пониже, но также стройные, красивые». Воспитатель
предлагает детям встать, как елки, - принять правильные осанки, но в полуприседе.
«Пойдемте, дети, поищем еще сестричек елей. Вот и они, совсем маленькие, но удаленькие – красивые и тоже
стройные». Воспитатель просит детей стать маленькими елочками. Дети садятся на корточки, голова
прямо, спина выпрямлена, руки ладонями слегка раздвинуты в стороны. Повтор 3-4
раза.
6. «Лягушонок»
Ребенок сидит на
корточках, опираясь на руки (на четвереньках). Воспитатель обхватывает его за
пояс и побуждает выпрямить назад согнутые ноги (сначала одну, потом другую,
затем обе ноги одновременно), на мгновение ребенок опирается только на руки (с
помощью взрослого). Повторить 3-4 раза.
7. «Где ноги?»
Дети лежат на спине,
вытянув прямые сомкнутые ноги, приподнимают носки и одновременно голову,
смотрит на ноги на счет 1-2-3-4. Затем медленно опускают голову на коврик,
потом ноги. Взрослый контролирует положение позвоночника ребенка, который
должен всей спиной прижиматься к коврику.
8. «Поезд с арбузами»
Игра проводится сидя
на полу. Играющие располагаются по кругу. Дети передают мяч друг другу по очереди (воспитатель стоит за
кругом), он забирает мяч у детей. Это
была «погрузка арбузов на поезд». Дети производят круговые движения руками,
произнося: «чу-чу-чу». Поезд движется, через 2 мин. Поезд останавливается. Дети
говорят: «Ш-Ш-Ш». После этого начинается «выгрузка арбузов» - те же движения
что и при «погрузке». При произношении звука «Ш-Ш-Ш» губы складываются в
трубочку.
9. «Куры»
Дети стоят,
наклонившись пониже, свободно свесив руки-«крылья» и опустив голову. Произносят:
«тах-тах-тах», одновременно похлапывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь,
поднимают руки к плечам – вдох. «Бормочут куры по ночам. Бьют крыльями
«тах-тах» (выдох) Поднимем руки мы к плечам (вдох). Потом опустим – «тах»
10. «Разминка»
Мы ногами топ-топ. Мы
руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг. Мы
плечами чик-чик.
Раз – сюда., два – туда, повернись вокруг себя.
Раз – присели. Два –
привстали. Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели,
встали, Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все
прижали и подскоки делать стали.
11. Пальчиковая игра «Замок»
На двери весит замок.
Кто открыть его бы мог? (переплетают
пальцы в замок)
Потянули. Покрутили.
Постучали и – открыли. (тянут руки в стороны, не расцепляя пальцы, круговые
движения кистями, пальцы переплетены, постукивают «замочком» по коленям,
расцепляют пальцы, разводят руки в стороны)
12. «Осанка»
Хватит спинушку
тянуть. Надо лечь и отдохнуть.
Ну-ка правильно лежим?
Мы на это поглядим.
Лежат ровно пяточки, плечики, лопаточки.
Спинка ровная, прямая,
а могла бы быть кривая.
Хорошо нам отдыхать,
но пора уже вставать!
Крепче кулачки
сожмите, их повыше поднимите.
Все присели,
потянулись, потянулись,
улыбнулись!
Вот пора нам и
вставать, бодрый день наш продолжать.
13. «На водопой»
Жарким днем
лесной тропой звери шли на водопой. (идут
друг за другом)
За мамой
Лосихой топал ….. (лосенок) (идут
топающим шагом)
За
мамой Лисицей крался ….. (лисенок) (идут на носочках крадучись)
За мамой
Ежихой катился ….. (ежонок) (идут в
приседе)
За мамой
Медведицей шел ….. (медвежонок) (идут на внешнем своде стопы)
За мамою
Белкой скакали ….. (бельчата) (подскакивают)
За мамой
Зайчихой косые ….. (зайчата) (прыгают на
двух ногах)
Волчица вела за собою ….. (волчат) (идут широким шагом)
Все мамы и
дети напиться хотят….. (встают на колени,
с опорой на руки, «лакают»)
14. Пальчиковая игра «Пирожки»
Раз, два, три, четыре, ловко тесто замесили. (сжимают, разжимают пальцы)
Раскатали мы кружки и слепили
пирожки, (круговые движения
ладонь о ладонь)
Пирожки с начинкой: сладкою малинкой,
(поочередно хлопают одной ладонью о другую)
Морковкой и
капустой очень – очень вкусной.
Из печи достали, угощать всех стали. (протягивают руки вперед показывая ладошки)
15. «Бабушка Маланья»
У Маланьи, у старушки,
жили в маленькой избушке. (идут вокруг бабушки, стоящей в центре)
Семь сыновей, семь дочерей. (выполняют движения по показу бабушки)
Все без ресниц, все без бровей, с
такими ушами,
С такими глазами, с таким носом
длинным и курносым,
С такой головой, с такой бородой,
Ничего не ели, на нее глядели, делали
вот так.
16. «Поиграем с Мишкой»
Мишка, Мишка—лежебока, хватит спать,
хватит спать!
Мы хотим с тобою, Мишка, поиграть, поиграть!
Ты веселых ребятишек догоняй,
догоняй!
Ну-ка, Мишка, ну-ка, Мишка, нас
поймай! Нас поймай!
17. «Дети и лесные обитатели»
Дети по лесу гуляли, ягоды в траве искали. (дети идут по кругу)
Видят, скачет по лужайке быстроногий
серый зайка. (в середину круга впрыгивает «зайка»)
И сейчас же зайчику погрозили
пальчиком: (дети грозят ему пальцем)
«Убегай, малыш, скорей! И не бойся ты
детей!» (зайка
встает обратно в круг)
Дети по лесу гуляли, ягоды в траве искали. (идут по кругу)
Видят, вышла на опушку лиска - рыжая подружка. (лиса
вбегает в круг)
Все захлопали в ладоши и сказали ей
построже:
«Ты, лисичка, убегай и ребяток не пугай!» (лиса
встает в круг)
Дети по лесу гуляли, ягоды в траве
искали.
Видят, вот крадется волк. Он зубами щелк да щелк.
Все ребята задрожали и от волка
убежали.
Быстро бегают друзья, их догнать
никак нельзя.
18. «Вышел Мишка на лужок»
Вышел Мишка на лужок, собрались мы
все в кружок.
Мишка хлопает в ладоши, он у нас
такой хороший.
С Мишей хлопайте ребята,
Ну-ка, вместе: раз, два, три… А
теперь – замри!
Вышел Мишка на лужок, собрались мы все в кружок.
Мишка бегает, как ветер – он быстрее всех на свете.
Эй, ребята, догоняйте!
Ну-ка, вместе: раз, два, три… А теперь – замри!
Вышел мишка на лужок, собрались мы все в кружок.
Мишка ползает проворно! Кто из вас
его догонит?
Ну-ка, дети, не робейте!
Ну-ка, вместе: раз, два, три… А теперь – замри!
Вышел мишка на лужок, собрались мы
все в кружок.
Мишка весело хохочет, он у нас такой
хороший!
Смейтесь с Мишею, ребята.
Ну-ка, вместе: раз, два, три… А теперь – замри!
19. «Еж»
Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог.
(лежа на спине, дети руками обхватывают согнутые ноги к груди, делая глубокий выдох)
Лучик
ежика коснулся, ежик сладко
потянулся.
(дети потягиваются, делают глубокий вдох)
Повтор 5-6 раз.
20. «Косарь»
Косарь идет косить жнивье. Зу-зу-зу-зу-зу.
Идем со мной косить вдвоем. Зу-зу-зу-зу-зу.
Замах направо, а потом налево мы
махнем.
И так мы справимся с жнивьем.
21. «Не перепутай»
Это - правая рука, это - левая рука,
справа - тихая поляна, слева - быстрая река.
Повернулись мы, и вот стало все
наоборот:
Слева - тихая поляна, справа быстрая
река,
Неужели стала правой моя левая рука.
Повернулись мы, и вот стало все наоборот:
Это - правая рука, это - левая рука,
Справа тихая поляна, слева быстрая
река.
Раз, два, три! Раз, два, три! Свою сторону найди!
22. «Рельсы, рельсы»
Дети играют в парах, один ребенок лежит на животе руки
под подбородком, а другой совершает на его спине разные движения руками. Затем
меняются местами.
Рельсы,
рельсы. (продольные движения ребрами ладоней
вверх по спине лежащего)
Шпалы,
шпалы. (поперечные движения ребрами
ладоней по спине вверх)
Ехал
поезд запоздалый. (легкое поколачивание по спине вверх)
Из
последнего вагона просыпался горох.
(отрывистые касания подушечками пальцев спины)
Пришли
куры, поклевали, поклевали. (постукивания
подушечками пальцев по спине)
Пришли
гуси, пощипали, пощипали. (пощипывание
пальцами спины)
Пришли кони,
поскакали, поскакали. (легкие поколачивания
кулачками по спине)
Пришел
слон, потоптал, потоптал. (кулаком с
усилием надавливать в разные места спины)
Пришла
слониха, потоптала, потоптала. (то
же только с меньшим усилием)
Пришел
слоненок, потоптал, потоптал. (то же
отрывисто, с меньшей силой)
Прибежали мышки,
пробегали, пробегали. (подушечками
пальцев пробежать по спине)
Приползли
змеи, поползали, поползали. (поглаживание
всей ладонью по спине вверх)
Пришел
дворник, все размел, размел, размел. (подушечками
пальцев легкие касания спины)
23. « Угадай рисунок на спине»
Один ребенок лежит на животе, руки под
подбородком, а другой пальцами рисует
ему на спине, разные рисунки. Необходимо угадать, что тебе нарисовали, затем
меняются местами.
24. « Засолка капусты»
Мы капусту рубим-рубим, (движения прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капусту солим-солим, (пальцы сложить в щепотку, посолить)
Мы капусту трем-трем, (потереть кулак одной руки о кулак другой)
Мы капусту жмем-жмем, (сжимать и разжимать кулаки)
Мы морковку трем-трем, (движения кулаков к себе от себя)
А потом. Мы капусту в рот кладем.
25. «Мартышки»
Мы – веселые мартышки, мы играем
громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем, мы ногами
топаем,
Надуваем щечки, скачем на носочках,
И друг другу даже, языки покажем,
Дружно прыгнем к потолку, оттопырим
ушки,
Ногу поднесем ко рту,
Хвостик на макушке,
Шире рот откроем, гримасы все
состроим.
Как скажу я «раз, два, три»----- все с гримасами замри!
26. «Разминка»
Разминая поясницу, мы не будем
торопиться.
Вправо-влево повернись, на соседа
оглянись.
Чтобы стать еще умнее, мы слегка
покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась
голова.
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги
надо нам размять.
Напоследок, всем известно, как всегда
ходьба на месте.
27. «Не урони мешочек»
Ходьба на носках,
пятках, на внешней стороне стопы, с мешочком
на голове. Приседание с мешочком на
голове. Сесть на пол, ноги вынуть вперед, держа мешочек на голове. Повтор 6- 8
раз.
28. «Качалочка»
Лечь на спину, сгибая
ноги в коленях прижать их груди, обхватить колени руками, голову приподнять.
Покачаться на спине вправо, влево. Пауза. Повтор 3 раза.
29. «Плавание на байдарках»
Сидя на полу, ноги согнуты в коленях.
Отталкиваясь руками и ногами от пола «поплыли».
30. «Гусеница»
Встать на четвереньки,
подтянуть колени к рукам, не отрывая ног от пола. А затем переставить обе руки
одновременно вперед, как можно дальше. Так и передвигаться как гусеница.
31. «Кошечка»
Встать на четвереньки
с опорой на колени и кисти рук. «Кошечка сердится» - спина круглая, голову
опустить как можно ниже. «Кошечка добрая - прогнуть спину, голову приподнять.
32. «Калачи»
«Качи- качи- качи-кач. Сделай- ка, дружок калач».
(сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги вместе, подтянуть ноги
к себе, обхватить их руками)
33. «Кошка и котята»
Как у нашей кошки подросли ребята,
(стоя на четвереньках, прогибать и выгибать спину)
Подросли ребята,
пушистые котята.
(стоя на коленях, потянуться рука вверх, сесть на пятки)
Спинки выгибают, хвостиком играют,
(стоя на четвереньках, встать на ноги выпрямляя колени)
А у них на лапках, острые царапки,
(И.п. то же, поднять по очереди правую и левую руки)
Очень любят умываться, лапкой ушки
почесать
(сидя на полу, ногой «чешут» за ухом)
И животик полизать,
Улеглись все на бочок и свернулись в клубок.
А потом прогнули спинки, залезли все
в корзинки.
34. «Идет коза по лесу»
Идет коза по лесу, по лесу. (все дети идут по кругу и поют)
Нашла коза принцессу, принцессу. (выбирает кого-либо из детей)
Давай коза попрыгаем, попрыгаем. (прыгают на двух ногах)
И ножками подрыгаем, подрыгаем. (подскоки, выставляя поочередно ногу вперед)
И ручками похлопаем, похлопаем,
похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем,
потопаем. (затем выбирается другая «коза»)
35. «Путешествие в лес»
Здравствуй лес, прекрасный лес, (широко развести руки в стороны)
Полный сказок и чудес! (повороты вправо – влево с вытянутыми
руками)
Ты о чем шумишь листвою, ночью
темной, грозовою.
(руки вверху, покачивание вправо-влево)
Кто в глуши твоей таится? Что за
зверь? Какая птица? (всматриваются вдаль,
имитируют)
Все открой, не утаи. (широко развести руки в стороны, поднять
плечи, опустить)
Ты же видишь – мы свои, (приблизить ладони к груди, развести руки в
стороны)
Только в лес мы вошли, появились
комары.
(имитируют укусы, отмахиваются от комаров)
Дальше по лесу шагаем и медведя мы
встречаем. (ходьба, на внешней стороне стопы)
Снова дальше мы идем, перед нами
водоем! (удивление)
Прыгать мы уже умеем, прыгать будем
мы смелее. (прыжки в длину)
Позади теперь вода! Руки выше
поднимаем, дышим ровно и легко.
Ветер дует нам в лицо, закачалось
деревцо. (имитируют)
Ветер тише, тише, тише - деревцо все
выше, выше. (имитировать по тексту)
Раз – присядка, два – прыжок. Это
заячья зарядка.
А лисята, как проснутся, любят
потянуться. (потереть глаза, поморгать,
потянуться)
Обязательно зевнуть, ну и
хвостиком вильнуть. (имитируют)
А волчата - спинку выгнуть и
легонечко подпрыгнуть. (имитируют)
Ну, а мишка косолапый, широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе, топчется на
месте.
А кому зарядки мало - начинаем все сначала.
36. «Кошка»
Осторожно словно кошка,
От дивана до окошка, на носочках я
пройдусь.
Лягу и в кольцо свернусь.
А теперь пора проснуться, потянуться,
потянуться.
Я легко с дивана спрыгну, спинку я
дугою выгну.
А теперь крадусь как кошка, спинку я
прогну немножко.
Я из блюдца молочко полакаю язычком.
Лапкой грудку и животик я помою
словно котик.
И опять свернусь колечком, словно кот
у теплой печки.
37. «Котята»
Котята проснулись, дружно потянулись.
Сбоку на бок повернулись,
побарахтались.
Котик лапки показал и за ушком
почесал.
Котик с хвостиком играл, зашипел и зафырчал.
Котик выгнул спинку, тихо сел в
корзинку.
Котик ротик облизал, тихо «Мяу» он
сказал.
38. Массаж спины «Суп»
Чики- чики- чики-ща, вот
капустка для борща. (похлопывают ладонями)
Покрошу картошки, свеколки, морковки,
(постукивают ребрами ладоней)
Полголовки лучку, да зубок чесночку. (поколачивают
кулачками)
Чики-чок-чики-чок - и готов борщичок. (пощипывают пальцами)
39. Игра «Делай так»
Если кушаешь ты рыбку, делай так: «Мур!
Мур!» (облизываются)
Если кушаешь ты рыбку, то не прячь в
усах улыбку.
Если кушаешь ты рыбку, делай так: «Мур!
Мур!»
Пес навстречу – враг заклятый – делай
так: «Фыр! Фыр!» (раздувают щеки)
Пес навстречу – враг заклятый – дай
ему по морде лапой.
Пес навстречу – враг заклятый – делай
так «Фыр! Фыр!»
Вот поймает мышку киска – делай так:
«Цап – царап!»
Вот поймает мышку киска - дай за это ей сосиску.
Вот поймает мышку киска – делай так
«Цап – царап!»
Если любят кошку люди, делай так «Кис!
Кис!»
Если любят кошку люди, кошка верным
другом будет.
Если любят кошку люди, делай так:
«Кис! Кис!».
40. Массаж стоп ног «Молоточки»
Застучали в мастерской молоточки
снова. (сидя на полу потирают стопы
ладонями)
Починить мы башмачки каждому готовы. (постукивают
кулачком по стопе)
Тук – тук – тук – тук – всюду слышен
перестук. (разминают пальцы стопы)
Нам в работе нет тоски: наши
молоточки (энергично проводят пальцами
руки по стопе)
Забивают в каблучки тонкие гвоздочки (царапают пальцами по стопе)
Сил, сапожник, не жалей. Доставай
колодки,
И посадим мы на клей новые подметки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий