КОНТРОЛЬ В ДОУ – это система наблюдения и проверки
соответствия воспитательно- образовательного процесса целям и задачам
образовательной программы, Устава ДОУ и Программы развития ДОУ,
общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного
образования.
Контрольная функция является
неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе
контроля, является основой для принятия управленческих решений.
«ВНУТРИ САДОВСКИЙ
КОНТРОЛЬ — это процесс получения информации об изменениях внешних и
внутренних условий функционирования и развития ДОУ, несущих в себе угрозу для
реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности
для этого, процесс оценки работы ДОУ, а также выявления необходимости и
организации осуществления ее коррекции».
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
•
контроль содержания различных аспектов деятельности ДОУ:
организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической,
медико-социальной, финансово-хозяйственной и др.;
•
контроль образовательного процесса.
Контроль должен быть регулярным,
систематическим, действенным, гласным. При этом необходимо соблюдать УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ:
• Условие генерализации предусматривает
определение главных, кардинальных направлений деятельности управляемой
подсистемы, подвергающихся контролю в первую очередь.
• Условие интеграции подразумевает объединение
усилий пед. и род. коллективов в осуществлении внутреннего контроля при условии
приоритетного права руководителя ДОУ на координацию этого контроля.
• Условие гуманизации всей системы отношений в
коллективе требует в процессе контроля установления между субъектом и объектом
отношений взаимопонимания и сотрудничества.
• Условие индивидуализации означает
необходимость обязательно учитывать своеобразие каждой творческой
индивидуальности с целью создания в ходе деятельности возможностей для
самовыражения этой личности.
• Условие дифференциации предполагает
взаимосвязь уровня контроля от результатов работы всего пед. коллектива и
отдельных его групп, отличающихся по уровню профессиональной квалификации. В
условиях демократизации управления ДОУ реализация этого положения должна
способствовать переходу педагогов, добивающихся стабильно высоких результатов,
к высшей форме контроля — самоконтролю, то есть работе на доверии.
КОНТРОЛЬ
В ДОУ
осуществляется на основе годового и месячного планов работы,
нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность дошкольного
образовательного учреждения по реализации контроля, локальные акты и документы
(инструкции, правила, циклограмма приказов и др.), обязательные для исполнения
всеми сотрудниками, повышающие ответственность персонала за выполнение
поставленных перед ДОУ задач и конкретизирующие границы этой ответственности.
К осуществлению контроля в дошкольном
учреждении предъявляются СЛЕДУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ:
- следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;
- контроль необходимо планировать;
- в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;
- контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется современно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;
- необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля;
- контроль и его итоги должны быть гласными;
- контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.
Все эти требования можно отнести и к
контролю организации воспитательно-образовательного процесса, добавив к ним
лишь то, что цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного
процесса и годовых задач ДОУ на текущий учебный год.
ВАЖНОСТЬ
ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ РЯДОМ ПОЛОЖЕНИЙ:
- контроль позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжениями руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочетов:
- устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им;
- отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно-образовательного процесса;
- контроль является важнейшим фактором воспитания кадров, усиления личной ответственности специалистов за исполнение своих обязанностей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий