понедельник, 13 октября 2025 г.

Формирование у старших дошкольников представлений о мире профессий и позитивных установок к труду посредством организации краткосрочных образовательных практик профессиональной направленности

 

Ни для кого не секрет что детство — это самое удивительное время!

Можно мечтать о своём будущем, например, кем я буду когда вырасту… А самое главное, что дети свою мечту могут воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.…

Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается, как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.

Проблема формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста является актуальной всегда. Значительный вклад в ее разработку внесли наши отечественные ученые в  работах, которых основной акцент был сделан на воспитания трудолюбия и необходимости овладения трудовыми навыками. В настоящее время в дошкольной педагогике в соответствии с социальным запросом общества и государства акцент в этом направлении работы с детьми сместился на формирование положительного отношения к труду и ознакомления дошкольников с миром проффесий, что подчеркивается во ФГОС ДО и ФОП ДО.

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом по формированию у детей представлений о различных профессиях. Как правило, в этом возрасте повышен интерес к тому, что происходит вокруг, расширяются контакты с окружающим миром, обогащается кругозор. Работа в данном направлении позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Она формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость.

         С целью повышения эффективности работы по формированию у дошкольников представлений о профессиональном мире взрослых и позитивных установок к различным видам труда нами была внедрена новая для нас форма образовательной деятельности – краткосрочные образовательные практики профессиональной направленности (или ПрофиКОП).

ПрофиКОП – это практико-ориентированная деятельность, в ходе которой ребенок выполняет действия связанные с определенной профессией, получает углубленные знания о ней, а так же получает практический результат.

Цель проведения профиКоп: развитие социально-коммуникативной и познавательной сферы детей посредством использования формата краткосрочных практик по формированию первичных представлений о профессиональном мире взрослых, об основных различительных признаках профессий, о трудовой деятельности в целом.

Задачи:

1.Формирование у детей представлений о профессиях взрослых, а так же их значимости.

2.Формирование общих компонентов деятельности (мотив, цель, трудовые действия, планирование, результат).

3.Развитие инициативы, способности самостоятельно реализовывать себя в различных видах деятельности.

4.Воспитание чувства благодарности и уважения к людям разных профессий.

5.Воспитание желания участвовать в совместной деятельности.

Так же система ПрофиКоп решает ряд задач, обозначенных ФГОС ДО:

 индивидуализация дошкольного образования;

 разработка практико-ориентированной деятельности воспитанников ДОУ;

достижение новых образовательных результатов в сфере личностного развития воспитанников;

 создание условий для формирования у воспитанников и родителей готовности к осознанному и ответственному выбору собственной образовательной траектории;

 расширение возможностей для пробы сил, реализации интеллектуального, творческого потенциала каждого воспитанника.

Новый формат краткосрочных практик при реализации направления ранней профориентации предполагает следующие разновидности ПрофиКОП:

ПрофиКОП по изготовлению реальной продукции, которая является продуктом профессиональной деятельности: бижутерия, шляпки, предметы домашнего интерьера и т.д. Такого рода ПрофиКОПы должны заканчиваться ярмаркой готовой продукции, где востребованность того или иного изделия дает оценку качеству продукта;

ПрофиКОП по предоставлению услуг: аниматоры, парикмахеры, водители автотранспорта (электронных моделей машинок или мини-каров), продавцы и т.д. Результаты прохождения таких ПрофоКОП оцениваются в ходе соревнований и конкурсов среди детей, прошедших эти краткосрочные практики.

Программа ПрофиКОП состоит из трех этапов:

1 этап Познавательный - ознакомление с профессией (название профессии; место работы; орудия труда; трудовые действия; результаты труда; польза труда для общества).

2 этап Деятельностный - разработка плана предстоящей деятельности, реализация плана, освоение навыков работы с инструментами, материалами, последовательностью выполнения той или иной деятельности, обсуждение итогов.

3 этап Творческий - конкурсы, соревнования среди детей, прошедших краткосрочные практики. Выставки творческих работ, презентации дизайнпроектов, соревнования «Чья команда быстрее соберет электроцепь», «Юный стилист», «Самая креативная косичка», «Конкурс цветочных композиций» и др.

Переход от одного этапа к другому зависит от сложившийся образовательной ситуации, индивидуальных особенностей и возможностей детей.

 

 

Этапы

Методы и приемы

 Формы работы

1 этап

Познавательный

Наглядные: демонстрация слайдов, видеозаписей, иллюстраций, наблюдения

реальные и виртуальные экскурсии, встречи с интересными людьми, дидактические игры, чтение художественной литературы

Словесные: рассказ, чтение художественной литературы, беседы, мотивация, вопросы

Практические: моделирование, дидактические игры

2этап

Практический

Наглядные: демонстрация образца, способов действий, схем, алгоритмов

творческие мастерские 

Словесные: создание ситуации успеха, подсказка, рекомендации, указания, оценка, похвала

Практические: упражнения (конструктивные, творческие), опыты, эксперименты

3этап.Творческий

Наглядные: демонстрация схем, алгоритмов

соревнования, конкурсы, выставки

Словесные: создание ситуации успеха, подсказка, рекомендации, указания, оценка, похвала

Практические: упражнения (конструктивные, творческие)

 

Форма проведения: практическое занятие

Формы выбора: выбор ПрофиКОП осуществляется детьми в соответствии с их интересами, в ходе проведения «Ярмарки профессий»

Количество ПрофиКОП на 1 ребенка: 2 профессии из 5-6 предложенных.

Время проведения: проводятся практики 1 раз в неделю во 2 половину дня во время, отведенное на дополнительную образовательную деятельность.

Продолжительность: программа ПрофиКОП состоит из 3-4 встреч

 

Для нас ПРОФИКОП - это не просто аббревиатура! Мы создаём атмосферу, погружающую ребёнка в мир профессии. Мы создаём условия для успешного освоения новых умений, чтобы ребёнок стал успешные в выбранном деле!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Формирование у старших дошкольников представлений о мире профессий и позитивных установок к труду посредством организации краткосрочных образовательных практик профессиональной направленности

  Ни для кого не секрет что детство — это самое удивительное время! Можно мечтать о своём будущем, например, кем я буду когда вырасту… А...