пятница, 16 июля 2021 г.

Экологическое воспитание! Первые шаги в продвиженгии проекта "Экологическая тропа"

 

Паспорт экологической тропы

1.Название тропы «Зеленая планета»

2. Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания ребёнка-дошкольника.

Задачи:

- развитие познавательного интереса к миру природы, осознания ребёнком себя как части природы, чувства ответственности за её сохранность;

- развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы;

- повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников;

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Этапы создания и оформления экологической тропы:

1)     детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2)     Составление картосхемы экологической тропы с нанесением маршрута и всех её объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов.

3)     Выбор, совместно с детьми, хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4)     Составление паспорта всех точек экологической тропы

5)     Изготовление выносных знаков, табличек с рисунками, обозначающих каждую точку.

    Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:

1)     экологические беседы;

2)     наблюдения  в природе;

3)     экскурсии в природе;

4)     целевые прогулки;

5)    викторины,

6)     экологические конкурсы;

7)     решение экологических ситуативных задач;

8)     чтение художественной литературы;

9)     обсуждение и проигрывание  ситуаций;

10)              трудовой десант;

11)              труд в природе;

12)              «Красная книга природы»;

13)              коллекционирование;

14)              экологические развлечения, досуги, праздники;

15)              экологические игры (дидактические, имитационные, игры-  путешествия, сюжетно-ролевые, подвижные, соревновательные);

16)              инсценировки, театрализации.

17)               экологические акции

     Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:

1)     взросло-детские проекты;

2)     изготовление поделок, рисунков;

3)     субботники по облагораживанию территории детского сада;

4)     участие в конкурсах;

5)     участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках;

6)     фотовыставки;

7)     изготовление книжек-малышек (сочиняем экологические сказки);

3. Местонахождение тропы: тропа находится на территории г.Омск "Детский сад № 20" ул. Моложогвардейская  д.21

4. Маршрут строится на территории ДОУ

Начинается с групповых помещений, где оборудованы уголки природы, размещены папки-передвижки, календари погоды, настольно-печатные игры экологической направленности.

Далее маршрут продолжается на улице со стоянками. Дети следуют «Зеленая планета», ориентируясь на записки- послания, которые им «оставили» Экочеловечки.В этих записках содержатся вопросы, загадки, задания, интересные сведения о деревьях, травах, кустарниках, насекомых и птицах, которые имеются на участке ДОУ; о правилах безопасного поведения в природе, о необходимости охранять природу.

Стоянки:

-«Огородная»-стоянка разделяется на этапы: групповой, где ребята с воспитателями знакомятся с овощами, узнают об их пользе, истории  открытия, высаживают семена на рассаду, и непосредственно на участке огорода, где дети помогают весной сажать овощи, летом-ухаживать за ними, а осенью собирать урожай. Знакомятся с агротехникой возделывания различных культур.

-«Зеленая аптека» -стоянка на аптечном огороде, где растут целебные травы. На этой стоянке дети также узнают об особенностях тех и или иных трав и растений, сфере применения, пользе для человека.

-«Лесная»-стоянка, посвященная деревьям и кустарникам, произрастающим на территории участка. Акцент на стоянке делается, на знание названий деревьев и кустарников на участке,  их внешнего вида, особенностей кроны ;сфере применения в жизни человека, пользе, которую они приносят для людей и живых существ;

-«Плодовая»-стоянка у плодовых деревьев и кустарников на территории детского сада.  Формируются, закрепляются и проверяются знания детей об этих деревьях, способности узнавать их по листьям и плодам; способы ухода за плодовыми деревьями, защиты от вредителей, времени сбора урожая.

-«Луговая»-знакомство с травами и растениями на лужайке ДОУ.

-«Подвижная»-стоянка, направленная на повышение двигательной активности, где Экочеловечики рекомендуют быть ловкими , сильными и умелыми.

5.Режим использования тропы-в течение всего года

6. Допустимая нагрузка на экологическую тропу: варьируется в зависимости от тематики  тропы и времени года

7. Описание экскурсионных объектов

-Старые деревья: березы, тополя, рябина, каштан, белая акация, тополя.

-Плодовые деревья: яблони, груши, вишни

-Участок «зеленой аптеки»: одуванчик, чистотел, мята, лопух, полынь, крапива, мать-и-мачеха, подорожник, клевер, пастушья сумка, цикорий.

-Хвойные деревья-ель, сосна

-Альпийская горка

-Кустарники: жасмин, крыжовник, малина, смородина

-Установлены щиты с плакатами о правилах поведения в лесу и охраны природы

-участок труда-специально оборудованный участок: столы и скамейки под навесом для изготовления сувениров из природного материала

8. Список оборудования тропы:

Папки-передвижки, информационные стенды, указатели, оборудование для работы на огороде (лопатки, леечки, ведерки);кормушки, выносной инвентарь для подвижных игр, настольно-печатные игры

9. Правила для посетителей тропы

Обращение к посетителям экологической тропы

Дорогие друзья!

Мы приветствуем вас на нашей тропе!

Вас ждут множество открытий больших и маленьких!

Природа щедро дарит нам свою красоту и богатства! Бережно относитесь ко всему, что вас окружает! Познавая окружающую вас природу, соблюдайте несколько необходимых правил:

-не засоряйте маршрут! Постарайтесь весь мусор (свой и даже чужой вынести с тропы).  За это природа вам будет очень благодарна.

-не ломайте деревья и кустарники, даже если вам кажется, что они уже отжили свой век.

-не разводите костры, этим вы можете нанести рану земле и причинить боль ее обитателям.

-не делайте надписей на деревьях, не оставляйте после себя такую плохую память на долгие времена.

-с уважением относитесь ко всем животным! Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить. Помните, что это их заповедная территория, а не ваша.

Не делайте попыток кормить диких животных. Это может быть опасно, как для вас так и для них

-не рвите растения и цветы, даже самые невзрачные.  Они необходимы другим обитателям. И пусть они растут и радуют не только вас, но и тех, кто придет после вас.

-берите на память о природе тех мест, которые посетили только фотографии, видеозаписи и приятные воспоминания.

10. Необходимые мероприятия по уходу за экологической тропой:

своевременный полив цветов и растений на клумбе и на огороде,  посадка, прополка, удаление сухих веток, уборка мусора; своевременное обновление информационных стендов и указателей.

11. Карта-схема маршрута (см. приложение)















Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мастер-класс группа "Теремок"

  https://drive.google.com/file/d/1Ltkb1Ez1DROEi0RSM6Y0Cw5QWx7HTJVj/view?usp=sharing