четверг, 17 августа 2023 г.

Социальное партнерство в ДОУ

Социальное партнерство в ДОУ – современная форма взаимодействия педагогов, детей, родителей, представителей других организаций, которая способствует открытости, доступности и продуктивности дошкольного образования. Оно создает благоприятные условия для самореализации дошкольников и педагогов, представляет детям большие возможности для достижения новых образовательных результатов, повышает качество дошкольного образования.

 Социальное партнерство детского сада и других общественных институтов как фактор повышения качества дошкольного образования»

Современные требования, заданные ФГОС ДО, в качестве основополагающих принципов построения образовательной  деятельности выдвигают условия открытости дошкольного образования, вариативности содержания, сотрудничества образовательной организации с семьей, разными общественными организациями.

В. Ф. Лопуга рассматривает сетевое взаимодействие как способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических и кадровых ресурсов.

Сетевое взаимодействие – один из вариантов педагогического сотрудничества, в котором присутствует прямое или косвенное влияние субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимопреобразование на принципах доверия и творчества, паритетности и взаимной поддержки. Как отмечает Н. М. Коннова, результатом непосредственного и опосредованного взаимодействия в сети являются новые социально-педагогические структуры, обладающие новыми свойствами и особенностями общественных отношений.

Сетевая деятельность образовательных организаций признается сегодня важным фактором их инновационного развития. Она позволяет не только расширить возможности в области социализации детей, но и оптимизировать трудозатраты, получая при этом более качественные образовательные результаты.

Исходя из вышеизложенного, актуальным является вопрос о создании такой инновационной формы работы ДОУ, при которой, дети приобретают позитивный опыт совместной деятельности, в результате которого улучшается качество  образования в дошкольном учреждении.

На наш взгляд, такой формой может являться волонтёрство.

Волонтёрство - это деятельность, совершаемая добровольно на благо общества или отдельных социальных групп, без расчета на вознаграждение.

Педагогами дошкольного учреждения был разработан проект: «Волонтерство как инновационная форма работы ДОУ», участниками которого являются дошкольники, родители (законные представители), педагоги, социальные партнеры.

Необходимость создания проекта была обусловлена незначительным снижением показателей социально-коммуникативного развития дошкольников старшего возраста, снижением социальной активности родителей (законных представителей) к деятельности детей в дошкольном учреждении.

Был проведен комплекс мероприятий по выявлению причин данной ситуации, определены направления по их устранению.


        Для нашего учреждения это новое направление  работы. Проанализировав кадровые, материально-технические, информационные и др. ресурсы мы решили организовать проектную деятельность, целью которой является: создание условий для воспитания социально активной личности ребёнка  через обретение им духовного опыта, основанного на традициях благотворительной и добровольческой деятельности.

         Определили задачи:

  • Формирование  у детей позитивных установок  на добровольческую деятельность;  
  • Приобщение к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям;
  • Воспитание толерантного отношения к другим людям.
  • Организация образовательного процесса в форме совместной деятельности детей, педагогов, родителей;
  • Обеспечение преемственности с задачами развития личности, поставленными в образовательном стандарте на этапах дошкольного детства.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Благодаря волонтерству произойдет объединение всех участников образовательных отношений.
  2. Дошкольники почувствуют себя значимыми в процессе оказания помощи нуждающимся детям с особыми образовательными потребностями и ветеранам.
  3. Повысится компетентность родителей и педагогов по воспитанию ребенка дошкольного возраста.
  4. Произойдет приобщение всех участников проекта к социально-культурным ценностям и традициям.
  5. Повысится качество образования в дошкольном учреждении.

         В процессе проектной деятельности была создана модель, включающая

концептуально-целевой, мотивационный, информационный, содержательно-процессуальный и критериально-оценочный блоки. 

  1. Составляющими концептуально-целевого блока являются научно - методологические принципы (системности и целостности, социально значимой направленности, гуманности, безвозмездности, добровольности, законности деятельности волонтеров, рефлексивности). В концептуально-целевом блоке указывается также на целенаправленное обеспечение соответствующих организационных и психолого-педагогических условий качественной организации волонтерства.

К организационным условиям относится создание соответствующей структуры органов управления волонтёрской деятельности, её кадровое, информационное обеспечение, правовое регламентирование системы работы.

К психолого-педагогическим условиям относится методическое обеспечение, разработка подпроектов, целенаправленная подготовка творческой группы - лидеров и организаторов добровольческой деятельности.

  1. Мотивационный блок модели является одним из значимых. По мере развития добровольческой деятельности в учреждении выработаны различные формы мотивации волонтеров. Примером могут служить сладкие призы, игры на группу и просто слова благодарности активным участникам социальных акций.
  2.  Информационный блок находит свое отражение на сайте  дошкольного учреждения. Любое заинтересованное лицо может узнать о достижениях организации в данном направлении. Материалы по результатам работы волонтеров печатаются в педагогических изданиях: «Педагогическое обозрение», «Дошкольник».

4. Содержательно-процессуальный блок модели отражает поэтапную организацию волонтерства и представлен в виде дорожных карт для всех участников проекта.

5. Критериально-оценочный блок модели ориентирован на системный анализ результатов в начале и по завершению проектной деятельности.  Личностные результаты дошкольников находят свое отражение в педагогической диагностики, грамотах, дипломах и благодарственных писем от социальных партнеров.

 Развитие организаторских и коммуникативных способностей, приобретение навыков делового общения, обретение опыта коллективного общественно-полезного дела, развитие лидерских и творческих способностей зависят от степени участия ребенка в данной добровольческой деятельности.

Организационная модель реализации волонтёрства в ДОУ выглядит следующим образом.

 

Данная модель, обеспечивает вовлечение всех участников образовательных отношений в проектную деятельность.

Волонтёрство в нашем учреждении организуется не только с образовательными, но и другими общественными организациями. Оно выстраивается на основе договорных отношений и планов совместной деятельности. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мастер-класс группа "Теремок"

  https://drive.google.com/file/d/1Ltkb1Ez1DROEi0RSM6Y0Cw5QWx7HTJVj/view?usp=sharing