Физические упражнения благотворно влияют на здоровье человека. А для детей старшего дошкольного возраста такие нагрузки являются просто необходимыми, ведь малыши готовятся стать учениками, а значит, большое количество времени проводят за столами, пишут, читают. Поэтому чем больше малыши двигаются, тем выносливее становятся. Основываясь на этом принципе, в образовательную программу детских садов включены разные формы занятий физической культурой. Одним из самых важных элементов этой работы является проведение утренней зарядки.
Цели, задачи, принципы и приёмы утренней гимнастики в ДОУ
Утренняя гимнастика — это комплекс физических нагрузок, подобранный таким образом, чтобы разогреть мышцы и размять скелетную мускулатуру. Постановлением Министерства образования и науки РФ зарядка включена в обязательную образовательную программу всех детских садов. Название этого вида физкультуры подразумевает выполнение его после утреннего пробуждения, однако в настоящее время ночных групп в детских садах в нашей стране практически нет, поэтому упражнения проводятся до завтрака, когда малыши уже вполне активны. При этом те дети, которые уже успели набегаться, напрыгаться, благодаря умеренной физической активности немного успокоятся, а малоактивные малыши, наоборот, взбодрятся. Поэтому на первое место выходит цель организовать дошкольников на дальнейшую работу, а не пробудить организм после сна.
Утренняя зарядка помогает детям настроиться на весь последующий день
Цели
Основной целью утренней зарядки в ДОУ является формирование и совершенствование двигательных навыков, сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Утренняя гимнастика позволяет:
· укрепить двигательный аппарат ребёнка;
· провести профилактику нарушений развития опорно-двигательного аппарата (неправильной осанки, сколиоза, плоскостопия);
· повысить иммунитет;
· улучшить работу сердечно-сосудистой системы;
· нормализовать дыхание;
· повысить работоспособность;
· воспитывать самостоятельность.
Задачи
Для достижения поставленных целей в процессе ежедневного проведения зарядки педагог совместно с малышами подготовительной группы решает следующие задачи:
· настраивает организм дошкольников на предстоящий день;
· приучает сохранять правильную осанку в повседневной жизни;
· тренирует ребят держать статическое и динамическое равновесие;
· развивает координацию движений и умение ориентироваться в пространстве;
· формирует спортивные навыки (скорость, выносливость, физическую силу) и поддерживает интерес детей к спорту.
Утренняя гимнастика состоит из 3 этапов, каждый из которых выполняет свои задачи:
· Вводный: организация внимания дошкольников, выработка согласованных действий, подготовка организма к выполнению более сложных упражнений, формирование правильной осанки и предупреждение плоскостопия.
· Основной: укрепление основных мышц организма, формирование правильной осанки.
· Заключительный: восстановление сердечного и дыхательного ритма, расслабление организма после физической нагрузки.
Принципы и приёмы
Дети старшего дошкольного возраста требуют соблюдения ряда дидактических принципов и более тщательного выбора приёмов, которые позволят качественно и результативно реализовать задачи проведения утренней гимнастики, а главное, заинтересуют ребят в выполнении зарядки. К основным принципам проведения утренней гимнастики относят:
· доступность(все дети могут выполнить конкретное упражнение);
· постепенность (от простого — к сложному);
· наглядность;
· сюжетность;
· музыкальность;
· активность обучаемых.
В рамках данных принципов воспитателем могут быть реализованы разнообразные приёмы проведения утренней зарядки.
Наглядность
Зрительное восприятие образа — самый сильный источник накопления информации у детей. Поэтому важно организовать наличие картинок с изображением ребят, выполняющих упражнения, иллюстраций из известных мультфильмов, сказок с подходящим сюжетом (например, кадр, где Дядя Стёпа «быстро вскакивает с дивана, окна настежь открывает» поможет детям сформировать представление о правильном начале проведения зарядки). Кроме того, воспитатель показывает все движения на своём примере.
На начальных этапах знакомства с новым комплексом воспитатель помогает малышам усвоить информацию, показывая все движения на своём примере
Сюжетность
Это принцип заключается в том, что педагог предлагает комплекс упражнений, объединённый единой фабульной канвой. Проводить зарядку можно от лица девочки Маши, животных или персонажей книг и фильмов, попавших в какие-то необычные обстоятельства и взывающих к помощи ребят.
Сюжетная гимнастика помогает всем детям с интересом выполнять упражнения
Музыкальность
Проводить зарядку можно как под счёт, так и под звучание бубна в такт или ритмичную музыку. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием выполняют те или иные упражнения с музыкальным сопровождением. Рекомендуется вводить его после того, как весь комплекс гимнастики и его отдельные элементы хорошо освоены ребятами. Для вводного этапа, т.е. под ходьбу, бег, можно выбрать что-то энергичное, с бодрым ритмом, для подскоков и подпрыгиваний на втором этапе — ритмы плясового характера, для наклонов и плавных движений — монотонную, спокойную музыку, такими же мелодиями гимнастика завершается.
Игровые приёмы
Будучи ведущим видом деятельности детей, игра помогает малышам заинтересоваться заданием, быстрее включиться в работу и лучше запомнить движения, слова. Вот несколько примеров:
1. «Здравствуй, сосед!» (русская народная игра). Тот, к кому обращаются, отвечает: «Здравствуй!» и прыгает за ведущим. Игра заканчивается, когда все дети образуют одну цепь прыгающих за ведущими. Дети должны повторять движения ведущего, тот, кто неточно выполняет движения, выходит из игры, движения должны быть разнообразными: на левой ноге, на подскоках, на двух ногах, боком и т.д.
2. «Кошка и птички». Дети бегают врассыпную по залу. По команде «Кошка» дети убегают на скамейку. Игра повторяется 3 раза.
3. «Затейник». Один из играющих выбирается затейником, он становится в середину круга. Остальные дети, взявшись за руки, идут по кругу вправо или влево и произносят: «Ровным кругом, друг за другом, мы идём за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе сделаем… вот так». Дети останавливаются, опускают руки. Затейник показывает какое-нибудь движение, а все дети должны повторить его. После двух повторений выбирается другой водящий.
Обычно игры применяются на заключительном этапе зарядки, но, если это оправдано задачами, могут использоваться и на вводном. К игровым также относится и приём «замени меня», когда дети принимают на себя роль педагога, проводящего зарядку. Эту методику можно использовать только тогда, когда малыши уже достаточно хорошо знакомы с комплексом упражнений.
Игры — лучший способ донести до детей суть упражнений.
Требования к утренней зарядке
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены требования к утренней зарядке в детском саду:
1. Упражнения выполняются в хорошо проветренной комнате или на улице. В группах закаливания дети выполняют зарядку на свежем воздухе в любой сезон.
2. Если в комплексе предполагаются упражнения на полу, то нужно использовать специальные гимнастические коврики.
3. Группы закаливания завершают гимнастику обливанием водой.
4. Форма одежды для зарядки: вещи из гигроскопичных тканей, комфортная обувь или носки.
Главное требование к одежде для гимнастики — удобство и практичность
5. Соблюдается очерёдность выполнения заданий: сначала потягивания, потом ходьба, постепенно приобретающая темп бега, дыхательные упражнения, задания на разогрев мышц рук и плечевого пояса, малоподвижная игра.
6. Подбираются подходящие по теме рифмовки, музыкальное сопровождение.
7. В комбинации динамических и статических упражнений преимущество за первыми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий