Виды и формы контроля в ДОУ
Контроль в ДОУ — это комплекс мер, по оценке качества работы детского
сада. Используется для точечного анализа и реагирования на выявленные
недостатки. Внутрисадовский контроль необходим для оценки всех
направлений работы ДОУ. В конце каждого учебного года коллегиальным
решением определяют объекты контроля. Анализу подлежит реализация
образовательных программ, взаимодействие с родителями и создание
условий для воспитания и образования детей. Объектами проверки
становится:
санитарное состояние учреждения, соблюдение санитарных требований,
организация развивающей среды;
организация воспитательно-образовательной деятельности,
коррекционно-развивающей работы, степень освоения программного
материала;
построение взаимодействия с родителями, проведение родительских
собраний, информирование родительской общественности.
В зависимости от объема анализируемой информации и продолжительности
контрольных мероприятий определяют перечень форм и видов контроля. В
методической науке не существует единой классификации видов
проверочных процедур. Чаще всего в практике работы ДОУ используют
следующие виды внутрисадовского контроля:
1. Оперативный контроль. Проводится без длительных исследований и
подготовки. Служит для поиска и устранения актуальных проблем работы
ДОУ. Позволяет устранить незначительные ошибки в работе. К
оперативному контролю привлекают заместителя заведующего по
хозяйственной части, старшего воспитателя.
2. Тематический. Используется для выявления недостатков в воспитательно-
образовательной деятельности и выработки рекомендаций для их устранения.
Объединяет несколько методов, проводится по утвержденному на год
графику.
3. Итоговый. Наиболее масштабный вид контроля. Необходим, чтобы
определить, насколько педколлектив справился с обязанностями за отчетный
период.
По времени и последовательности выделяют предварительный, текущий,
промежуточный и итоговый контроль. По охвату объектов контроля —
фронтальный, тематический, оперативный, сравнительный и
персональный.
Оперативный контроль в ДОУ
Оперативный контроль проводят ежедневно. По разным направлениям
работы его заранее планируют, и в дальнейшем систему оперативного
контроля в ДОУ используют для оценки работы детского сада. Заведующий
своим приказом ежемесячно утверждает график ежедневного контроля.
Рассматривать его на установочном педсовете не нужно, поскольку вопросы
ежедневного контроля могут меняться из месяца в месяц. Если вопросы
будут неизменными, график оперативного контроля можно рассмотреть на
августовском педсовете и утвердить на весь учебный год приказом
заведующего.
График контроля оформляют в форме таблицы с цифровыми и цветовыми
метками. Напротив, каждого дня месяца ставят цифру, соответствующую
теме проверки, и цвет, соответствующий проверяющему. Больше всего
проверок проводит старший воспитатель, вместе с ней оперативным
контролем занимается и заведующий.
Ежедневный оперативный контроль не требует сложной подготовки.
Проверяющие посещают группы и оценивают выбранные аспекты работы,
например, проведение закаливания, соблюдение питьевого режима,
организацию прогулок или проветривания.
Результаты оперативного контроля в ДОУ по ФГОС вносят в таблицы и
оформляют в заполненные аналитические справки. Ежедневные сводки
фиксируют в единой Тетради оперативного контроля. По итогам месяца
сведения рассматриваются на оперативном совещании у заведующего.
Старший воспитатель хранит у себя тетрадь контроля и выдает ее каждый
день конкретному проверяющему. Последний ставит в ней дату проверки,
цель, объекты контроля, краткие результаты и заверяет данные подписью.
Тематический контроль в ДОУ
Тематический контроль от других видов отличает основательность
подготовки. Он проводится по предварительно разработанному графику.
Контрольные мероприятия соответствуют задачам педколлектива в текущем
году. Тематические проверки ставят целью оценку степени выполнения
образовательной программы на отчетный период (на начало или конец
учебного года). Методы тематического контроля:
1. Часто проверяющие используют наблюдение как основной метод
тематического контроля в ДОУ. Перед посещением занятий формируют
перечень задач и объектов наблюдения. Это позволяет выбирать
оптимальную форма фиксации наблюдений. Во время занятий замечания
воспитателям не делают, но изучают работы детей, беседуют с ними. Так
проверяющие получают более полную картину организации воспитательно-
образовательной деятельности. После наблюдения старший воспитатель или
другие ответственные анализируют работу воспитателя, обсуждают с ним
положительные и отрицательные аспекты. В дальнейшем заведующий
проверит, как педагог выполнил рекомендации.
2. Проверка календарных планов за период свыше двух недель. Проверяющие
сравнивают планы педагогов нескольких групп с воспитанниками одного
возраста, используют методы самоанализа и взаимного контроля.
3. Работа с детьми. Для получения полной картины старший воспитатель в
присутствии воспитателя беседует с детьми, задает им вопросы по разным
темам образовательной программы. Все ответы фиксируют. Дополнительно
не реже раза в квартал проверяющие смотрят и анализируют творческую
деятельность детей.
Если оценочные процедуры проводятся по утвержденному графику, с
которым воспитателей ознакомили в начале учебного года,
информировать их о предстоящих мероприятиях не нужно. Но чтобы
ускорить процесс, лучше известить педагогов через электронную почту и
доску объявлений.
Фронтальный контроль в ДОУ
Фронтальная проверка — всесторонняя оценка деятельности отдельного
воспитателя или всего детского сада. Этот вид контроля в ДОУ по
организации, структуре и отчетности во многом схож с тематическим. Его
проводят по мере необходимости в течение года. В процессе фронтального
контроля изучаются более общие вопросы всесторонней комплексной
оценки. В отличие от него тематический сконцентрирован на определенной
теме (задаче годового плана). Различают предупреждающий и текущий
фронтальный контроль. Первый проводит заведующий для оценки состояния
деятельности детского сада, второй — дает информацию о работе педагога,
организации деятельности в группе.
Предупредительный контроль в ДОУ
Предупредительный контроль — разновидность оперативного. Он
используется для предупреждения ошибок в работе и оперативного их
устранения, поиска рациональных методов работы, повышения
профессионального мастерства воспитателей, раскрытия их потенциала.
Применяется преимущественно в отношении молодых педагогов,
воспитателей, которые пришли работать в новый для них сад и тех, кто
внедряет инновационные технологии, передовой педагогический опыт или
парциальные программы.
Предупредительный контроль в ДОУ проводит старший воспитатель,
используя специальные карты. В них он фиксирует сведения по ходу
проверки, тем самым меньше отвлекая воспитателя от его работы.
Дополнительный метод проведения проверки — беседа с методистом и
старшим воспитателем, в ходе которой определяют его профессиональную
компетентность и области педагогических затруднений. После беседы они
составляют перспективный план работы с воспитанниками, а если это
необходимо — конспекты занятий.
Текущий контроль в ДОУ
Текущий контроль — разновидность проверочных мероприятий. Одна из
форм контроля наряду с итоговым, предварительным и эпизодическим. По
охвату объектов проверки текущий контроль может быть тематическим,
оперативным, фронтальным и сравнительным.
В ходе оценки анализируют проблемы освоения образовательной программы,
достижение нормативов в развитии дошкольников, деятельность
воспитателей в группе. Делают выводы о стиле работы воспитателей, уровне
педагогического процесса в группе.
Проверочные мероприятия занимают один или несколько рабочих дней. Их
проводят в виде экспресс-диагностики путем тестирования, анкетирования,
бесед с педагогами, детьми и их родителями. Второй вариант проведения —
выборочный мониторинг профессиональной деятельности воспитателя. По
результатам текущего контроля воспитатели вносят коррективы в формы и
методы работы с детьми, получают ценные рекомендации.
Сравнительный контроль в ДОУ
Сравнительный — направлен на проверку работы двух педагогических
работников представителями администрации или через взаимоконтроль.
Обязательно сопоставлять результаты работы воспитателей параллельных
групп или педагогов, работающих в одной группе. В ходе проверки
обнаруживают отличия в профессиональной деятельности педагогов,
обмениваются передовым опытом.
Выполняя взаимный контроль, воспитатели развивают навыки самоанализа и
самооценки, внедряют инновационные технологии, повышая качество
образовательного процесса.
Организация контроля в ДОУ
Заведующий не должен устраняться от оценочных процедур: в противном
случае он потеряет контроль над образовательным процессом. Отсутствие
системы контроля приведет к стихийности работы учреждения. В его зону
ответственности входит контроль работы административной группы,
исполнения решений педсоветов, правильности ведения документации,
соблюдения законодательных и санитарных норм, взаимодействия с
родителями воспитанников, ведения финансово-хозяйственной деятельности
и точечная помощь воспитателям.
Старший воспитатель контролирует состояние образовательного процесса,
степень освоения образовательной программы, документацию и календарно-
тематическое планирование воспитателей, работу по повышению
профессионального мастерства.
Внутренний контроль в ДОУ — многогранная и сложная система. Она
охватывает образовательно-воспитательную, оздоровительную,
хозяйственную, методическую, организационную деятельность. Виды и
формы проверочных процедур определяют, исходя из состояния и задач
учреждения. Чаще всего контроль носит персональный характер: проверяют
работу конкретного педагога. Вне зависимости от того, какой контроль в
ДОУ был рекомендован методистом, как часто он будет проводиться и
сколько раз повторяться, информируйте педагогов обо всех видах контроля
не позднее чем за 2 недели. Делать это можно через информационный стенд
или электронные ресурсы.
Организация всех видов контроля в детском саду схожа. Разница
заключается в сложности планирования, сроках проведения и объектах
проверки.
1. На подготовительном этапе заведующий издает приказ о проведении
проверочных мероприятий. В документе определяют объекты, цели, задачи и
сроки оценочных процедур, выбирают критерии и методы контроля,
назначают проверяющих, называют формы отчетности.
2. На этапе реализации проводят оценку. Обязанность проведения проверки
заведующий может делегировать медицинской сестре или старшему
воспитателю, в отдельных случаях — воспитателю высшей категории и
педагогу-психологу. Для организации контроля в ДОУ используют методы
наблюдения, беседы, анализа, изучения документации (например,
календарных планов), анкетирование, взаимный и самоанализ. Работа
ведется по установленной шкале оценок. В каждом детском саду она своя и
может быть балльной, цветовой, словесной или процентной.
3. На этапе отчетности составляют аналитическую справку. Результаты
контроля доводят до сведения педработников. Сделать это можно на
педсовете, оперативном совещании или другом мероприятии.
Если в ДОУ выстроена эффективная система контроля, а его организация
находится на высоком уровне, мероприятия соответствуют поставленным
целям, задачи, конкретизированы, все полномочия и сферы ответственности
распределены, формы и методы проведения обозначены. Проверку
осуществляют по установленной структуре и строгой последовательности,
обеспечивая информативность, актуальность и вовлеченность всех
участников.
воскресенье, 27 октября 2024 г.
Виды контроля в ДОУ
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Мастер-класс группа "Теремок"
https://drive.google.com/file/d/1Ltkb1Ez1DROEi0RSM6Y0Cw5QWx7HTJVj/view?usp=sharing
-
В переводе с английского «креативность» обозначает - творить, создавать. Оно не обязательно связано с такими видами деятельности, тра...
-
Продолжаем работать над проектом! Проект « Малыш ТВ » - авторское детское телевидение детского сада. 1. Цель: установление более те...
-
"Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым" Вырастить здоровых, красиво сложенных дет...
Комментариев нет:
Отправить комментарий